В этом информационном бюллетене основное внимание уделяется рискам возникновения рака, связанным с употреблением алкогольных напитков.
Что такое алкоголь?
Алкоголь — это общее название этанола или этилового спирта, химического вещества, содержащегося в алкогольных напитках. Алкоголь производится путём ферментации сахаров и крахмалов дрожжами. Алкоголь также содержится в некоторых лекарствах, ополаскивателях для рта и бытовых продуктах (например экстракт ванили и другие ароматизаторы).
Каковы доказательства того, что употребление алкоголя может вызывать рак?
Существует прочный научный консенсус, что употребление алкоголя может вызывать несколько типов рака (1, 2). В своем отчете о канцерогенах Национальная токсикологическая программа Министерства здравоохранения и социальных служб США называет употребление алкогольных напитков известным человеческим канцерогеном.
Факты свидетельствуют о том, что чем больше алкоголя пьет человек, особенно регулярно в течение долгого времени, тем выше у него или у нее риск развития рака, связанного с алкоголем. Даже у тех, кто выпивает не более одного раза в день, и у тех, кто пьет запоем, риск некоторых видов рака умеренно повышен (3–7) . Согласно данным за 2009 год, около 3,5% случаев смерти от рака в Соединенных Штатах Америки (около 19 500 случаев смерти) были связаны с алкоголем (8).
Выявлены четкие закономерности между употреблением алкоголя и развитием следующих видов рака:
- Рак головы и шеи: умеренное и чрезмерное употребление алкоголя связано с более высоким риском некоторых видов рака головы и шеи. Умеренно пьющие люди имеют в 1,8 раза более высокий риск рака полости рта (исключая губы) и глотки (горла) и в 1,4 раза более высокий риск рака гортани (голосового аппарата), чем непьющие, а у сильно пьющих людей риск рака полости рта и глотки в 5 раз выше, а риск рака гортани в 2,6 раза выше (4, 9). Более того, риск этих видов рака существенно выше среди людей, которые потребляют такое количество алкоголя и также курят табак (10).
- Рак пищевода: употребление алкоголя в любом количестве связано с повышенным риском развития типа рака пищевода, называемого плоскоклеточным раком пищевода. Риски, по сравнению с отсутствием употребления алкоголя, варьируются от 1,3-кратного увеличения при легком употреблении алкоголя до почти 5-кратного увеличения при чрезмерном употреблении алкоголя (4, 9). Кроме того, было обнаружено, что люди, которые унаследовали дефицит фермента , который метаболизирует алкоголь, имеют существенно повышенный риск плоскоклеточного рака пищевода, если они употребляют алкоголь (11).
- Рак печени: злоупотребление алкоголем связано с примерно двукратным увеличением риска двух типов рака печени (гепатоцеллюлярной карциномы и внутрипеченочной холангиокарциномы) (4, 9, 12, 13).
- Рак молочной железы: эпидемиологические исследования постоянно обнаруживают повышенный риск рака молочной железы с увеличением потребления алкоголя. Объединенные данные 118 отдельных исследований показывают, что у малопьющих людей риск рака молочной железы немного повышен (в 1,04 раза выше) по сравнению с непьющими. Повышение риска больше у умеренно пьющих (в 1,23 раза выше) и много пьющих (в 1,6 раза выше) (4 , 9). Анализ перспективных данных по 88 000 женщин, участвовавших в двух когортных исследованиях в США , пришел к выводу, что для женщин, которые никогда не курили, легкое или умеренное употребление алкоголя было связано с 1,13-кратным повышением риска рака, связанного с алкоголем (в основном рака молочной железы) (5).
- Колоректальный рак: умеренное или чрезмерное употребление алкоголя связано с повышением риска рака толстой и прямой кишки в 1,2–1,5 раза по сравнению с людьми, не употребляющими алкоголь (4, 9, 14).
Многочисленные исследования изучали, существует ли связь между потреблением алкоголя и риском других видов рака. Для рака яичников, простаты, желудка, матки и мочевого пузыря либо не было обнаружено никакой связи с употреблением алкоголя, либо доказательства связи были противоречивыми. Однако накапливаются доказательства того, что потребление алкоголя связано с повышенным риском меланомы, а также рака простаты и поджелудочной железы (4, 15).
Потребление алкоголя также было связано с уменьшением риска рака почек (16–18) и неходжкинской лимфомы (19, 20) в многочисленных исследованиях . Однако любые потенциальные преимущества потребления алкоголя для снижения риска некоторых видов рака, вероятно, перевешиваются вредом от потребления алкоголя. Фактически, недавнее исследование, включавшее данные более 1000 исследований алкоголя и источников данных, а также записи о смерти и инвалидности из 195 стран и территорий с 1990 по 2016 год, пришло к выводу, что оптимальное количество напитков, потребляемых в день, чтобы минимизировать общий риск для здоровья, равно нулю (21). Это исследование не включало данные о раке почек или неходжкинской лимфоме.
Потребление алкоголя также может быть связано с повышенным риском вторичных первичных раковых заболеваний . Например, метаанализ данных 19 исследований показал, что среди пациентов с раком верхнего дыхательного тракта (UADT), который включает полость рта, глотку, гортань и пищевод, на каждые 10 граммов алкоголя, потребляемых в день до первой диагностики рака UADT, наблюдался в 1,09 раза более высокий риск вторичного первичного рака UADT (22) . Менее ясно, увеличивает ли потребление алкоголя риск вторичных первичных раковых заболеваний в других местах, таких как грудь (23–25).
Как алкоголь влияет на риск заболевания раком?
Исследователи выдвинули гипотезу о нескольких способах, с помощью которых алкоголь может повышать риск развития рака, в том числе:
- метаболизирует (расщепляет) этанол в алкогольных напитках до ацетальдегида, который является токсичным химическим веществом и вероятным канцерогеном для человека; ацетальдегид может повреждать как ДНК (генетический материал, из которого состоят гены), так и белки
- генерирует активные формы кислорода (химически активные молекулы, содержащие кислород), которые могут повреждать ДНК, белки и липиды (жиры) в организме посредством процесса, называемого окислением
- ухудшает способность организма расщеплять и усваивать различные питательные вещества, которые могут быть связаны с риском развития рака, включая витамин А; питательные вещества из комплекса витаминов В , такие как фолиевая кислота; витамин С; витамин D; витамин Е; и каротиноиды
- повышает уровень эстрогена в крови , полового гормона, связанного с риском рака молочной железы
Алкогольные напитки также могут содержать различные канцерогенные загрязнители, которые попадают в них в процессе ферментации и производства, такие как нитрозамины, асбестовые волокна, фенолы и углеводороды .
Как сочетание алкоголя и табака влияет на риск развития рака?
Эпидемиологические исследования показывают, что люди, употребляющие и алкоголь, и табак, имеют гораздо больший риск развития рака полости рта , глотки (горла), гортани и пищевода , чем люди, употребляющие только алкоголь или табак. Фактически, для рака полости рта и глотки риски, связанные с употреблением как алкоголя, так и табака, являются мультипликативными; то есть они выше, чем можно было бы ожидать от сложения индивидуальных рисков, связанных с алкоголем и табаком (10, 26).
Могут ли гены влиять на риск развития рака, связанного с алкоголем?
Риск развития рака, связанного с алкоголем, у человека зависит от его генов , в частности генов, кодирующих ферменты, участвующие в метаболизме (расщеплении) алкоголя (27).
Например, один из способов, которым организм метаболизирует алкоголь, — это активность фермента, называемого алкогольдегидрогеназой, или АДГ, который превращает этанол в канцерогенный метаболит ацетальдегид, в основном в печени. Последние данные свидетельствуют о том, что выработка ацетальдегида также происходит в полости рта и может зависеть от таких факторов, как микробиом (микробный пейзаж) полости рта (28, 29).
Многие люди восточноазиатского происхождения несут версию гена АДГ, которая кодирует «суперактивную» форму фермента. Этот суперактивный фермент АДГ ускоряет превращение алкоголя (этанола) в токсичный ацетальдегид. Среди людей японского происхождения те, у кого есть эта форма АДГ, имеют более высокий риск рака поджелудочной железы, чем те, у кого более распространенная форма АДГ (30).
Другой фермент, называемый альдегиддегидрогеназой 2 (АЛДГ2), метаболизирует токсичный ацетальдегид в нетоксичные вещества. Некоторые люди, особенно восточноазиатского происхождения, являются носителями варианта гена АЛДГ2, который кодирует дефектную форму фермента. У людей, которые вырабатывают дефектный фермент, ацетальдегид накапливается, когда они пьют алкоголь. Накопление ацетальдегида имеет такие неприятные последствия (включая покраснение лица и учащенное сердцебиение), что большинство людей, унаследовавших вариант АЛДГ2, не могут потреблять большое количество алкоголя и, следовательно, имеют низкий риск развития рака, связанного с алкоголем.
Однако некоторые люди с дефектной формой АЛДГ2 могут стать толерантными к неприятным эффектам ацетальдегида и потреблять большое количество алкоголя. Эпидемиологические исследования показали, что у таких людей более высокий риск рака пищевода, связанного с алкоголем, а также рака головы и шеи, чем у людей с полностью активным ферментом, которые пьют сопоставимое количество алкоголя (31). Эти повышенные риски наблюдаются только среди людей, которые являются носителями варианта АЛДГ2 и пьют алкоголь — они не наблюдаются у людей, которые являются носителями варианта, но не пьют алкоголь.
Может ли употребление красного вина помочь предотвратить рак?
Растительное вторичное соединение ресвератрол , обнаруженное в винограде, используемом для производства красного вина, и некоторых других растениях, было исследовано на предмет многих возможных эффектов для здоровья, включая профилактику рака. Однако исследователи не обнаружили никакой связи между умеренным потреблением красного вина и риском развития рака простаты (32) или колоректального рака (33).
Что происходит с риском развития рака после того, как человек прекращает употреблять алкоголь?
Большинство исследований, изучавших, снижается ли риск рака после того, как человек прекращает употреблять алкоголь, были сосредоточены на раке головы и шеи, а также на раке пищевода. Риск рака со временем снижается, хотя могут потребоваться годы, чтобы риск рака вернулся к уровню никогда не пьющих.
Например, бывшие пьющие по-прежнему имели более высокий риск рака полости рта и глотки , чем никогда не пьющие, даже через 16 лет после того, как они перестали употреблять алкоголь, хотя он был ниже, чем до того, как они перестали употреблять алкоголь (34). Одно исследование подсчитало, что потребуется более 35 лет, чтобы более высокие риски рака гортани и глотки, связанные с употреблением алкоголя, снизились до уровня никогда не пьющих (35).
Избранные ссылки:
1. IARC Working Group on the Evaluation of Carcinogenic Risks to Humans. Alcohol consumption and ethyl carbamateExit Disclaimer. IARC Monographs on the Evaluation of Carcinogenic Risks in Humans 2010; 96:3–1383.
2. IARC Working Group on the Evaluation of Carcinogenic Risks to Humans. Personal habits and indoor combustions. Volume 100 E. A review of human carcinogens.Exit Disclaimer IARC Monographs on the Evaluation of Carcinogenic Risks in Humans 2012; 100(Pt E):373–472.
3. Bagnardi V, Rota M, Botteri E, et al. Light alcohol drinking and cancer: a meta-analysis. Annals of Oncology 2013; 24(2):301–308.
4. Bagnardi V, Rota M, Botteri E, et al. Alcohol consumption and site-specific cancer risk: A comprehensive dose-response meta-analysis. British Journal of Cancer 2015; 112(3):580–593.
5. Cao Y, Willett WC, Rimm EB, Stampfer MJ, Giovannucci EL. Light to moderate intake of alcohol, drinking patterns, and risk of cancer: Results from two prospective US cohort studies. BMJ 2015; 351:h4238.
6. Chen WY, Rosner B, Hankinson SE, Colditz GA, Willett WC. Moderate alcohol consumption during adult life, drinking patterns, and breast cancer risk. JAMA 2011; 306(17):1884–1890.
7. White AJ, DeRoo LA, Weinberg CR, Sandler DP. Lifetime alcohol intake, binge drinking behaviors, and breast cancer risk. American Journal of Epidemiology 2017; 186(5):541–549.
8. Nelson DE, Jarman DW, Rehm J, et al. Alcohol-attributable cancer deaths and years of potential life lost in the United States. American Journal of Public Health 2013; 103(4):641–648.
9. LoConte NK, Brewster AM, Kaur JS, Merrill JK, Alberg AJ. Alcohol and cancer: A statement of the American Society of Clinical Oncology. Journal of Clinical Oncology 2018; 36(1):83–93.
10. Hashibe M, Brennan P, Chuang SC, et al. Interaction between tobacco and alcohol use and the risk of head and neck cancer: Pooled analysis in the International Head and Neck Cancer Epidemiology Consortium. Cancer Epidemiology, Biomarkers & Prevention 2009; 18(2):541–550.
11. Wu C, Wang Z, Song X, et al. Joint analysis of three genome-wide association studies of esophageal squamous cell carcinoma in Chinese populations. Nature Genetics 2014; 46(9):1001–1006.
12. Grewal P, Viswanathen VA. Liver cancer and alcohol. Clinics in Liver Disease 2012; 16(4):839–850.
13. Petrick JL, Campbell PT, Koshiol J, et al. Tobacco, alcohol use and risk of hepatocellular carcinoma and intrahepatic cholangiocarcinoma: The Liver Cancer Pooling Project. British Journal of Cancer 2018; 118(7):1005–1012.
14. Fedirko V, Tramacere I, Bagnardi V, et al. Alcohol drinking and colorectal cancer risk: An overall and dose-response meta-analysis of published studies. Annals of Oncology 2011; 22(9):1958–1972.
15. Zhao J, Stockwell T, Roemer A, Chikritzhs T. Is alcohol consumption a risk factor for prostate cancer? A systematic review and meta-analysis. BMC Cancer 2016; 16(1):845.
16. Mahabir S, Leitzmann MF, Virtanen MJ, et al. Prospective study of alcohol drinking and renal cell cancer risk in a cohort of Finnish male smokers. Cancer Epidemiology, Biomarkers & Prevention 2005; 14(1):170–175.
17. Rashidkhani B, Akesson A, Lindblad P, Wolk A. Alcohol consumption and risk of renal cell carcinoma: A prospective study of Swedish women. International Journal of Cancer 2005; 117(5):848–853.
18. Lee JE, Hunter DJ, Spiegelman D, et al. Alcohol intake and renal cell cancer in a pooled analysis of 12 prospective studies. Journal of the National Cancer Institute 2007; 99(10):801–810.
19. Tramacere I, Pelucchi C, Bonifazi M, et al. Alcohol drinking and non-Hodgkin lymphoma risk: A systematic review and a meta-analysis. Annals of Oncology 2012; 23(11):2791–2798.
20. Psaltopoulou T, Sergentanis TN, Ntanasis-Stathopoulos I, et al. Alcohol consumption and risk of hematological malignancies: A meta-analysis of prospective studies. International Journal of Cancer 2018; 143(3):486–495.
21. GBD 2016 Alcohol Collaborators. Alcohol use and burden for 195 countries and territories, 1990-2016: A systematic analysis for the Global Burden of Disease Study 2016. Lancet 2018; 392(10152):1015–1035.
22. Druesne-Pecollo N, Keita Y, Touvier M, et al. Alcohol drinking and second primary cancer risk in patients with upper aerodigestive tract cancers: A systematic review and meta-analysis of observational studies. Cancer Epidemiology, Biomarkers & Prevention 2014; 23(2):324–331.
23. Simapivapan P, Boltong A, Hodge A. To what extent is alcohol consumption associated with breast cancer recurrence and second primary breast cancer?: A systematic review. Cancer Treatment Reviews 2016; 50:155–167.
24. Park SM, Li T, Wu S, et al. Risk of second primary cancer associated with pre-diagnostic smoking, alcohol, and obesity in women with keratinocyte carcinoma. Cancer Epidemiology 2017; 47:106–113.
25. Knight JA, Fan J, Malone KE, et al. Alcohol consumption and cigarette smoking in combination: A predictor of contralateral breast cancer risk in the WECARE study. International Journal of Cancer 2017; 141(5):916–924.
26. Turati F, Garavello W, Tramacere I, et al. A meta-analysis of alcohol drinking and oral and pharyngeal cancers: Results from subgroup analyses. Alcohol and Alcoholism 2013; 48(1):107–118.
27. Druesne-Pecollo N, Tehard B, Mallet Y, et al. Alcohol and genetic polymorphisms: Effect on risk of alcohol-related cancer. Lancet Oncology 2009; 10(2):173–180.
28. Stornetta A, Guidolin V, Balbo S. Alcohol-derived acetaldehyde exposure in the oral cavity. Cancers 2018; 10(1):20.
29. Fan X, Peters BA, Jacobs EJ, et al. Drinking alcohol is associated with variation in the human oral microbiome in a large study of American adults. Microbiome 2018; 6(1):59.
30. Kanda J, Matsuo K, Suzuki T, et al. Impact of alcohol consumption with polymorphisms in alcohol-metabolizing enzymes on pancreatic cancer risk in Japanese. Cancer Science 2009; 100(2):296–302.
31. Yokoyama A, Omori T. Genetic polymorphisms of alcohol and aldehyde dehydrogenases and risk for esophageal and head and neck cancersExit Disclaimer. Alcohol 2005; 35(3):175–185.
32. Vartolomei MD, Kimura S, Ferro M, et al. The impact of moderate wine consumption on the risk of developing prostate cancer. Clinical Epidemiology 2018; 10:431–444.
33. Chao C, Haque R, Caan BJ, et al. Red wine consumption not associated with reduced risk of colorectal cancer. Nutrition and Cancer 2010; 62(6):849–855.
34. Rehm J, Patra J, Popova S. Alcohol drinking cessation and its effect on esophageal and head and neck cancers: A pooled analysis. International Journal of Cancer 2007; 121(5):1132–1137.
35. Ahmad Kiadaliri A, Jarl J, Gavriilidis G, Gerdtham UG. Alcohol drinking cessation and the risk of laryngeal and pharyngeal cancers: A systematic review and meta-analysis. PLoS One 2013; 8(3):e58158.