Глубокое погружение в то, как алгоритмы социальных сетей усиливают привлекательные, но вводящие в заблуждение советы по питанию, в то время как основанный на доказательствах контент экспертов в диетологии оказывается недоступным.
В недавнем исследовании, опубликованном в журнале Nutrients[1], исследователи из Сиднейского университета (Австралия) оценили эффективность постов, посвященных питанию, на известной платформе социальных сетей, классифицируя их на основе вовлеченности, качества и точности.
Их результаты показывают, что платформа отдает приоритет высокому уровню вовлеченности или «вирусности» над точностью контента, что приводит к опасениям относительно дезинформации, которая может иметь серьезные негативные последствия для диетического и здорового поведения подростков и молодых людей. Однако исследование показало, что разные уровни точности не привели к статистически значимым различиям в показателях вовлеченности.
Предпосылки
Социальные сети становятся все более важным источником информации о питании и здоровье для молодых людей. Их популярность среди этих демографических групп делает их критически важным инструментом для распространения информации о здоровье.
При более чем миллиарде активных пользователей в месяц 63% пользователей платформы, участвовавших в исследовании, находятся в возрасте от 10 до 29 лет, а ее алгоритмы отдают приоритет короткому и увлекательному видеоконтенту, а не длинным или специально подобранным постам.
Характер сообщений в социальных сетях усиливает обеспокоенность по поводу дезинформации, которая может быстро распространяться, если неточная публикация станет вирусной, особенно с учетом того, что значительная часть публикаций, связанных с информацией о питании и здоровье, публикуется не экспертами, такими как диетологи или специалисты по питанию.
Предвзятые, нормативные по весу, неточные и другие потенциально вредные сообщения могут усилить недовольство своим телом и неупорядоченные привычки в еде среди молодых женщин и подростков, которые с большей вероятностью будут полагаться на социальные сети для получения информации о здоровье. Кроме того, малообеспеченные слои населения могут столкнуться с большей подверженностью дезинформации из-за барьеров в доступе к профессиональному здравоохранению.
Предыдущие исследования на других платформах показывают, что вводящий в заблуждение контент влияет на пищевые предпочтения подростков, увеличивая риск развития ожирения или принятия неправильного пищевого поведения. Понимание воздействия контента о потере веса или культуре диеты на уязвимые возрастные группы из не экспертных источников является ключом к борьбе с дезинформацией в социальных сетях.
Об исследовании
В этом исследовании исследовательская группа изучила показатели вовлеченности, распространенность и характеристики постов о питании, загруженных в социальную сеть с сентября 2023 года по март 2024 года.
Исследовательская группа собрала информацию о вовлеченности, изучив, сколько раз пост был лайкнут, прокомментирован, распространен или сохранен, а также количество подписчиков у связанных создателей контента. Также были собраны сведения о пищевой значимости поста, языке и доступности. Посты были сгруппированы в девять групп на основе их пищевой направленности и в восемь групп на основе типа создателя контента (одна категория, «контент-фермы», была определена как производящая большие объемы низкокачественного контента, который эксплуатирует алгоритмы вовлеченности).
Качество публикаций оценивалось на основе таких критериев, как уровень вовлеченности (для оценки потенциала распространения дезинформации), прозрачность (надежность и ясность информации), раскрытие финансовой информации (раскрытие сведений о спонсорстве, рекламных намерениях или аффилированности), точность (определяется по тому, соответствует ли публикация научно обоснованным диетическим рекомендациям, таким как Австралийские диетические рекомендации) и авторство (раскрытие сведений об авторе).
Выводы
Влиятельные лица в сфере здоровья и благополучия составили 32% постов, создатели контента, связанного с фитнесом, разместили 18%, а создатели контента о стиле жизни или другие создатели, не сосредоточенные на здоровье или питании, составили 18%. Напротив, диетологи, специалисты по питанию или другие эксперты в области здравоохранения были представлены только в 5% постов для диетологов и 4% для нутрициологов, что делает контент, созданный экспертами, меньшинством.
Что касается контента, то примерно 34% постов были посвящены потере веса, идеям для еды или рецептам. В 32% видео инфлюенсеры делились постами «Что я ем за день», которые исследование определило как основной источник сообщений о нормативах веса и дезинформации. Пищевые добавки обсуждались в 10% постов, в то время как питание для достижения конкретных целей освещалось в 7%.
Почти в половине соответствующих постов создатель использовал отзывы для продвижения собственного бизнеса или продукта. Только 18% включали прозрачную рекламу, и только 13% выявили и раскрыли источники конфликта интересов. Было обнаружено, что около 63% постов пропагандируют стереотипные взгляды, а 55% не предоставляли основанную на доказательствах информацию. Только 10% постов подчеркивали потенциальные риски, связанные с поведением и продуктами, которые они продвигали, несмотря на потенциальную опасность.
Заключение
Социальные медиа-платформы, включая ту, которая анализируется в этом исследовании, в основном захвачены не экспертными создателями контента. Несмотря на популярность, эти создатели могут делиться информацией, не имеющей научной достоверности.
Результаты исследования подчеркивают острую необходимость более строгой модерации дезинформации о питании, особенно сообщений, пропагандирующих экстремальные диеты, непроверенные заявления о снижении веса или продукты с нераскрытыми спонсорскими связями.
Необходимо уделять больше внимания публикациям квалифицированных специалистов, особенно тем, кто занимается вопросами снижения веса, чтобы свести к минимуму вред для уязвимых групп, таких как молодые люди.
Что касается видеороликов "Что я ем за день", то они были выделены как ключевой фактор дезинформации, подкрепляющий нереалистичные стандарты питания. Это, наряду с отсутствием регулирования платформы в отношении вводящего в заблуждение контента, указывает на необходимость более активных вмешательств.
Исследование призывает к политике, которая поощряет платформы проверять полномочия создателей контента о здоровье и продвигать основанные на доказательствах рекомендации по питанию вместо вирусного, но вводящего в заблуждение контента. Также необходимо приложить усилия для информирования пользователей о дезинформации в социальных сетях, чтобы минимизировать последствия воздействия вводящего в заблуждение контента.
[1] #WhatIEatinaDay: The Quality, Accuracy, and Engagement of Nutrition Content on TikTok. Zeng, M., Grgurevic, J., Diyab, R., Roy, R. Nutrients (2025). DOI: 10.3390/nu17050781, https://www.mdpi.com/2072-6643/17/5/781